Сын узнал о смерти отца-инвалида только через восемь месяцев. Суды восстановили ему срок для принятия наследства. Но гражданская коллегия ВС с этим не согласилась. Верховный суд решил: равнодушие к родителю и разрыв отношений нельзя признать уважительной причиной пропуска срока (определение ВС РФ от 02.02. 2020 по делу № 46-КГ20-28-К6).
Житель Тольятти развелся с женой, она выписала его из квартиры, где осталась жить с их общим сыном. Мужчина вынужден был жить на лестничной клетке, пока в 2010 году не получил тяжелую черепно-мозговую травму. От нее возникло психическое заболевание, его признали инвалидом – он больше не мог работать и самостоятельно ухаживать за собой. Местные власти вне очереди дали мужчине социальное жилье, которое он позднее приватизировал. Вместе с ним в квартире поселилась его мать, которая и ухаживала за сыном в последние годы его жизни. В 2018 году мужчина умер, оставив после себя наследство – ту самую приватизированную квартиру площадью в 40 кв м. Тут-то о нем и вспомнили.
Обратите внимание
ВС в этом споре проявил последовательность в повторении своих же позиций. Определение не выбивается из общей практики по этой категории дел, а скорее наоборот выравнивает ее, направляя по пути единообразного применения законодательства о наследовании . Главный вывод ВС в этом деле – в том, что перечень уважительных обстоятельств для пропуска срока, прописанный в ст. 1154 Гражданского кодекса, является исчерпывающим и не должен толковаться расширительно. Позиция ВС по этому делу защитит интересы членов семьи наследодателя и близких наследодателю.
В начале 2019 года мать умершего подала иск в Автозаводский районный суд Тольятти, в котором потребовала признать внука недостойным наследником. Женщина настаивала, что сын не общался со своим отцом, не интересовался состоянием его здоровья и не поддерживал во время болезни.
