На аудиторскую тайну готовится очередное, уже сложно сказать, какое по счету, «покушение». Законопроект, фактически упраздняющий это понятие с 2018 года, вынесен на общественное обсуждение.
Суть изменений проста: пункт 4 статьи 82 Налогового кодекса РФ сократят всего лишь на два слова. Сейчас он звучит следующим образом: «При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной ... в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну». Какие слова Минфин посчитал лишними – догадаться нетрудно.
В статью же 93.1 Налогового кодекса РФ добавят уже не два слова, а целый пункт 2.1: «Должностное лицо налогового органа вправе истребовать у аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов полученные ими при осуществлении аудиторской деятельности и оказании прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг, предусмотренных пунктами 1-5 части 7 статьи 1 федерального закона «Об аудиторской деятельности», документы (информацию), служащие основаниями исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора) налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом)».
Причем Минфин предлагает разрешить налоговикам запрашивать не только документы, служащие основанием для начисления и уплаты налога, но и данные, полученные в ходе бухгалтерского и налогового учета и управленческого консультирования, связанного с финансово-хозяйственной деятельностью (в том числе по реорганизации или приватизации компании).
