Большой разговор о маленькой аптечке

Большой разговор о маленькой аптечке


Затраты на аптечку незначительны, причем их можно возместить за счет взносов на «травматизм». А вот ее отсутствие грозит большими административными штрафами.

Статья 223 Трудового кодекса РФ обязывает работодателя организовать посты для оказания первой помощи, укомплектованные аптечками для оказания первой помощи. Невыполнение этого предписания может повлечь непоправимые последствия для здоровья работника и будет считаться нарушением государственных нормативных требований охраны труда. Оно обернется штрафом по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях в размерах: для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей – от 2000 до 5000 рублей, для юридических лиц – от 50 000 до 80 000 рублей. Разберемся, как оборудуются такие посты и как учитываются соответствующие затраты.

Комплектация аптечки

На основании Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст. ст. 31, 32) первая помощь оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, до оказания медицинской помощи. Наличие угрозы жизни и здоровью устанавливается исходя из Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 24.04.2008 № 194н.

Первую помощь вправе оказывать любые лица, обладающие соответствующей подготовкой и (или) навыками. А вот медицинская помощь оказывается только медицинскими организациями.

Актуально

Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н: 

 1. отсутствие сознания; 

2. остановка дыхания и кровообращения; 

3. наружные кровотечения; 

4. инородные тела верхних дыхательных путей; 

5. травмы различных областей тела; 

6. ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения; 

7. отморожение и другие эффекты воздействия низких температур; 

8. отравления.

Требования к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 05.03. 2011 № 169н. Он зарегистрирован в Минюсте России. А значит, отступления от установленной комплектации недопустимы. Кроме того, в аптечке не могут храниться изделия с истекшим сроком годности. Примечательно, что лекарственные препараты (даже для дезинфекции ран!) в аптечке не предусмотрены.

Отметим: административные санкции повлечет не только отсутствие, но и недоукомплектованность аптечки (п. 30 решения Московского городского суда от 12.12.2014 по делу № 7-9197).

В свою очередь аптечками комплектуются посты для оказания первой помощи (ст. 223 ТК РФ), или санитарные посты. А вот как должны быть организованы такие посты – на государственном уровне не установлено. Следовательно, работодатель регламентирует организацию постов локальным нормативным актом. В любом случае работники должны быть извещены о местах нахождения аптечек и места эти должны быть доступны во всякое время. Решение о количество постов и аптечек работодатель принимает самостоятельно.

Аналогичные разъяснения даны в письме Минздрава России от 29.08 2013 № 14-3/3055979-13422 «По вопросу оказания первой помощи и медицинской помощи».

Добавим: наличие оборудованных помещений для оказания медицинской помощи (ст. 223 ТК РФ) не освобождает работодателя от необходимости организации постов для оказания первой помощи.

Источники финансирования

Создание санитарных постов с аптечками предусмотрено пунктом 26 Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 № 181н). Напомним: на основании статьи 226 Трудового кодекса РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями осуществляется в размере не менее 0,2 % суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Соблюдение этого лимита – обязанность работодателя. Правда, не все мероприятия Типового перечня являются обязательными. Некоторые из них можно считать «факультативными», но оснащению аптечками это не относится. Ведь наличие аптечек прямо предусмотрено трудовым законодательством.

Примечательно, что пунктом 23 Типового перечня предусмотрена и организация обучения работников оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.

С другой стороны, приказом Минтруда России от 10.12. 2012 № 580н утверждены Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Правила содержат перечень мероприятий, финансирование которых возможно за счет страховых взносов на «травматизм», подлежащих перечислению в текущем году. К числу таких мероприятий относится приобретение работодателями аптечек для оказания первой помощи (пп. «к» п. 3 Правил).

Правда, объем средств, направляемых работодателем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20% сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по страхованию «травматизма», произведенных в предшествующем календарном году. Но для работодателей с численностью работающих до 100 человек, не осуществлявших в течение двух последовательных лет, предшествующих текущему финансовому году, финансовое обеспечение предупредительных мер, предусмотрены более благоприятные условия. Подробности – в пункте 2 Правил.

Между тем уменьшение сумм страховых взносов возможно только на основании решения территориального органа ФСС РФ, принимаемого по заявлению страхователя. Примечательно, что в заявлении необходимо указать санитарные посты, подлежащие комплектацией аптечками. Причем территориальный орган Фонда может отказать в финансовом обеспечении предупредительных мер (пп. «к» п. 4, п. п. 8 -10 Правил).

Налоговый учет затрат

Аптечки не обошел вниманием и Минфин России. Разумеется, в пределах своей компетенции – по вопросам о правилах налогообложения.

Вообще говоря, подпункт 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ распространяется на все затраты, попадающие под действие статьи 226 Трудового кодекса РФ, - при условии их соответствия критериям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса (письмо Минфина России от 09.08.2011 № 03-03-06/4/95).

С какими налоговыми проблемами может столкнуться бухгалтер в связи с приобретением аптечек?

Обратимся к письму Минфина России от 20.08. 2012 № 03-03-06/1/412. В нем рассмотрен весьма насущный вопрос: можно ли принять в расходы по налогу на прибыль затраты на медицинские приборы и лекарственные средства, не предусмотренные комплектацией аптечки, - такие, как медицинский термометр, тонометр, йод, активированный уголь.

Актуально

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).

От официального ответа чиновники уклонились. Почему? Дело в том, что сам же налогоплательщик неправильно классифицировал свои затраты.  Он сообщает, что самостоятельно докомплектовал стандартную аптечку. Тем самым понесены расходы, не предусмотренные законодательством Российской Федерации. А значит, подпункт 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ на них не распространяется.

В то же время производить подобные затраты не запрещено. Только совершать их следует вне связи с комплектованием аптечки для оказания первой помощи. Доказать, что вышеназванные дополнительные затраты не соответствуют критериям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ, проблематично. Поэтому мы не усматриваем препятствий для их учета в расходах по налогу на прибыль на основании «универсального» подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Главное – не противоречить Минздраву России, включая в официальный «аптечный» перечень собственные позиции.

Особенность затрат на аптечки в том, что они могут быть возмещены за счет средств Фонда социального страхования РФ. В этой связи Минфин России письмом от 15.12. 2017 № 03-07-11/84162 разъяснил, что компенсация этих затрат страховыми взносами порождает внереализационный доход (ст. ст.  250, 251 НК РФ).

Расчеты по НДС

НДС, предъявленный продавцом аптечки, подлежит вычету в общеустановленном порядке (письмо Минфина России от 14.08.2015 № 03-07-11/47007). Однако в случае зачета стоимости аптечки в уплату страховых взносов на «травматизм» сумму НДС надлежит восстановить (письмо Минфина России от 15.12.2017 № 03-07-11/84162). Основание – подпункт 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ: в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий на возмещение затрат (включая налог), связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога - суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные при приобретении таких товаров (работ, услуг), подлежат восстановлению. А бюджеты государственных внебюджетных фондов относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации (ст. 10 Бюджетного кодекса).

Счета бухгалтерского учета

Аптечка относится к материально-производственным запасам. При передаче аптечки для использования по назначению ее стоимость списывается на расходы по обычным видам деятельности. И здесь вопросов не возникает.

Вместе с тем аптечка может быть приобретена за счет государственной помощи (п. 4 ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи»). В этом случае зачет задолженности по страховым взносам производится через счет 86 «Целевое финансирование» (п. 10 ПБУ 13/2000) по схеме:

ДЕБЕТ 69    КРЕДИТ 86

- произведен зачет страховых взносов на сумму финансирования затрат на приобретение аптечки (включая НДС), утвержденную приказом ФСС РФ;

ДЕБЕТ 86    КРЕДИТ 91-2

- признан прочий доход.

Если же аптечка не передана в эксплуатацию (хранится на складе), то сумму целевого финансирования сначала списывают на доходы будущих периодов: «ДЕБЕТ 86    КРЕДИТ 98» (п. 9 ПБУ 13/2000). А как только аптечка поступит в эксплуатацию, производят запись: «ДЕБЕТ 98    КРЕДИТ 91-1».

Елена Диркова, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению



Читайте далее



Смотрите в бераторе по этой теме: